«Не теряйте связь с прошлым.
Возьмите из него все лучшее.
Не забывайте людей,творивших нашу историю.
Иначе забудут и вас!»
Зарождение народного образования
Заглянем в историю. В допетровские времена школ у нас в Западной Сибири не было. Обучением ограниченного числа людей занимались служители церкви, писцы, немногие, умеющие писать и читать, русские землепроходцы — крестьяне и казаки, прибывшие из европейской части России.
Государственные преобразования Петра Первого нуждались в грамотных исполнителях, побуждали к организации специальных школ, в том числе на Урале и в богатой Сибири. Осуществить культурно-преобразовательную программу великого монарха можно было лишь через посредство церкви, служители которой во времена были наиболее просвещённым сословием российского общества.
Так, в 1702 году в городе Тобольске при архиерейском доме была построена первая в Сибири школа, в которой по царскому предписанию должны были обучать церковнослужителей «грамоте, словесной грамматике и прочим, на словесном языке книгам...».
Светские школы у нас появились позднее. Первыми из них были так называемые цифровые школы. В их числе значились Тобольская и школа при Далматовском монастыре. В них обучали «чтению, письму и цифири».
После смерти Петра эти школы пришли в упадок. Их объединили с гарнизонными солдатскими школами. Здесь учили элементарной грамоте, военному делу и ремеслам. Однако на сибирскую сельскую глубинку эти школы практического влияния не оказывали.
Во времена Екатерины Второй правительство разрабатывает Устав первой всесословной двухступенчатой общеобразовательной народной школы в виде Главных (четырехклассных) и Малых (двухклассных) народных училищ. Одно главное училище было открыто в Тобольске, по одному Малому — в Тюмени и Шадринске. Однако эти школы оставались малочисленными и удовлетворяли нужды, прежде всего казны и церкви.
В 1802 году в России было создано Министерство народного просвещения. В 1803 -— 1804 годах была проведена школьная реформа, по которой Сибирь вошла в состав Казанского учебного округа. В результате Главное училище города Тобольска было преобразовано в Губернскую гимназию, а Малые училища — в уездные, подчиненные гимназии. В это же время новые уездные училища появились в г. Ялуторовске и г. Кургане.
Низшей ступенью народного образования предусматривалась сеть приходских училищ. В сельской местности их содержание обеспечивали местные общества. Но и этих учреждений было недостаточно.
В 1827 году для подготовки волостных писарей было разрешено открывать особые «школы грамоты». В порядке повинности в них набирались 11—12 летние мальчики. Здесь процветала муштра, зубрежка, физическое насилие (воспитанников пороли в сторожке, ставили на колени в коридоре).
Церковно-приходские школы, между тем, пользовались особым государственным расположением. Даже позднее, в конце XIX века, в Министерстве просвещения преобладало мнение, что вопросы обучения народа и надзор за ним следует передать духовенству, «как естественному и законному учителю народа».
Ко времени возникновения «российских» переселенческих деревень Щигры, Курская и Фатежская в сельской местности уже сложилась определенная система школ начального образования. Наряду с церковно-приходскими в них вкраплялись и «крестьянские школы грамоты». Эти школы были одногодичными. Занятия в них ежедневно начинались с Закона Божьего. В процессе обучения здесь осваивали письмо, чтение, сложение и умножение. Однако и такие примитивные учебные заведения появились на щигровской земле гораздо позднее.
Крестьянская реформа 1861 года, проведенная правительством крепостников-помещиков в их собственных интересах, была первым шагом по пути превращения России из феодальной в буржуазную монархию, по пути превращения страны из аграрно-феодальной в капиталистическую.
Буржуазное развитие России предъявляло все больший спрос на кадры специалистов для различных отраслей народного хозяйства, и просто грамотные люди требовались стране.
Поэтому она не могла мириться с таким положением, в каком находились все ступени народного образования в дореформенной России.
Правительство Александра 1 было вынуждено пойти на проведение ряда мероприятий в деле расширения народного образования. В 1864 году утверждено «Положение о начальных народных училищах», которое представило право общественным учреждениям и частным лицам открывать начальные училища с разрешения царских властей. Задачами этих училищ объявлялось «распространение первоначальных полезных знаний», а также «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий».
В 1869 году учреждается система инспекторов народного образования, а спустя пять лет входит новое «Положение о начальных народных училищах». Исходя из него, курирование начального образования берется под влияние этого высшего органа, диктующего систему образования.
Одновременно учреждались и так называемые «народные образцовые училища», которые финансировались непосредственно правительством. Эти школы были одноклассными. Однако, чтобы закончить их, надо было учиться три года. А чтобы получить двухклассное образование, за партой сидели пять лет. Программа обучения одноклассной школы осталась той же, как и в земской начальной. А вот в двухклассной на последних годах обучения вводились дополнительные предметы. Школьники изучали азы истории, черчение, географию и естествознание.
Населенные пункты современного Мокроусовского района в то время объединялись в 4 волости Утичёвскую, Соловьёвскую, Мостовскую, Кизакскую.
Соловьёвская и Кизакская волости входили в состав Ялуторовского уезда. Утичёвская и Мостовская — в состав Курганского уезда.
До 1872 года не было ни одной школы.
В 1872 году были открыты школы в сёлах Могильное, Утичье, Дубровное, в 1874 году в Мокроусово, в 1876 году — в селе Дмитриевское.
В 1874 году было также открыто Мокроусовское начальное училище Министерства внутренних дел. На его строительство было выделено 320 рублей из государственной казны, а 150 рублей от сельского общества. Первоначально в нём обучалось 32 мальчика и 14 девочек.
В 1897 году, данную систему пересмотрели. Срок обучения в одноклассных училищах оставался трёхлетним, с продолжительностью учебного года не менее шести месяцев. Все учащиеся разбивались на три категории обучения: младшая, средняя и старшая. Вёл занятия только один учитель. Число часов в неделю по отдельным предметам выглядело так: Закон Божий — 6, церковнославянская грамота — 3, русский язык — 8, чистописание - 2, арифметика - 5 часов. Церковное пение и гимнастика проводились по мере возможности. А уроки рисования, по всей видимости, игнорировались вообще.
С 1900 по 1917 год в районе 57 населённых пунктов. В 31 — были открыты школы, а в 26 — школ не было. Грамотность населения была очень низкой.